Arms
 
развернуть
 
393460, г. Уварово, ул. Гагарина, д. 3
Тел.: (47558) 4-14-48
uvarovsky@usdtambov.ru uvarovsky.tmb@sudrf.ru
393460, г. Уварово, ул. Гагарина, д. 3Тел.: (47558) 4-14-48uvarovsky@usdtambov.ru uvarovsky.tmb@sudrf.ru
ПРЕСС-СЛУЖБА
Материал от 19.05.2010
ДОКЛАД В.В. НАЗАРОВА - ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЗАЩИТЫ ОСНОВНЫХ ПРАВ И СВОБОД ПРАВОСУДИЕМ ОБЛАСТИ ПО ИТОГАМ 2009 ГОДАверсия для печати
ДОКЛАД В.В. НАЗАРОВА - ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЗАЩИТЫ ОСНОВНЫХ ПРАВ И СВОБОД ПРАВОСУДИЕМ ОБЛАСТИ ПО ИТОГАМ 2009 ГОДА

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЗАЩИТЫ ОСНОВНЫХ ПРАВ И СВОБОД

ПРАВОСУДИЕМ ОБЛАСТИ

ПО ИТОГАМ   2009  ГОДА

 

Уважаемые участники конференции

юбилейного года   ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ!
 
            Начавшийся юбилейный год 65-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне богат важными общественно-политическими событиями. За минувший год с момента начала в 1991 году нам вместе со всеми пришлось испытывать проверку на прочность не только продолжающуюся судебную реформу, но и концентрировать практические усилия на приоритетных направлениях всех ветвей российского правосудия, определенных  VII Всероссийским съездом судей, Президентом РФ – Д.А. Медведевым,  принявшего участие в его работе и сформулировавшего конкретные поручения по итогам.
            Проблем хватает. Но сегодня при подведении итогов всей нашей совместной деятельности можно сообщить всем присутствующим судьям, приглашенным на конференцию, жителям области о том, что правосудие последовательно набирает запас прочности, есть и положительные результаты системного характера в приоритетных направлениях. Основные права и свободы граждан защищаются.
              Практически, последовательно реализуется главная цель в первоочередном повышении доверия к подлинно независимому суду на основе его открытости, доступности, справедливости, высоком качестве своевременной судебной защиты, высокопрофессиональными,  порядочными судьями, защиты, прежде всего от коррупции, произвола.
              Конечно, в приоритетных направлениях развития российского правосудия используется не только ранее приобретенный опыт, но и тот новый механизм, который законодатель только еще формирует, переходя на принципиально иной, более высокий качественный уровень в полном  соответствии с передовыми мировыми стандартами. Критерии доступности правосудия, его  прозрачности и эффективности, специализации судов и судей, разумности сроков судебных процедур, включая апелляцию, новые механизмы кассации и надзора, а не только качества выносимых судебных решений, их законности, обоснованности и исполнимости.
            Приоритетны и современные информационные технологии, правовые механизмы дисциплинарной ответственности судей, модернизированная система повышения профессиональной и культурной их квалификации, обеспечение юридической помощи в условиях равенства и состязательности сторон, проблемы рабочей нагрузки на федеральных и мировых судей.
              Глава государства связывает с судом эффективную защиту демократии, прав и свобод граждан, прежде всего от коррупции, который призван стать центральной частью формирующегося защитного механизма, с судом современным и эффективным, действующим в соответствии с новым законодательством о судоустройстве и опирающимся на современное правопонимание.
              Эти цели и средства их достижения являются основой подведения итогов работы правосудия за 2009 год и в сложившейся обстановке, что позволит осмыслить настоящие и стратегические задачи, будущее правосудия.
              Ваши оценки, замечания и предложения учитывались и будут восприняты, положены в основу будущего.
  Объемы обращения в суды
              За 17 лет, с момента образования судейского сообщества, обращений в суды общей юрисдикции в целом по РФ и в области более чем удвоилось, а по гражданским делам в разы. Этот процесс продолжался и в 2009 году.
            В период между последними съездами в РФ количество гражданских дел, только рассмотренных первой инстанцией, уже увеличилось почти  на 40%, по административным правонарушениям - на 20%, различных материалов в порядке гражданского и уголовного судопроизводства увеличилось на 23%. Количество рассмотренных за год гражданских дел возросло на 14%, а уголовных дел на 4,2%, административных -почти на 30 тыс. дел.
              По данным Верховного Суда РФ число всех категорий дел, рассмотренных в 2009 году, вновь превысило 17 млн.
            Из них, более 10 млн. гражданских дел, 5 млн. 700 тыс. дел об административных правонарушениях, 1 млн. 100 тысяч уголовных дел с осуждением 920 тыс. человек и более 2 млн. материалов судебного контроля за работой правоохранительных органов.
              Как видно количество рассмотренных дел и материалов в области выросло за счет гражданских  на 40% к 2007 году и преодолело 200 тыс. рубеж против 170 тыс. в 2007 году. По количеству граждан, участников процесса, воспользовавшихся правосудием, процесс сокращения в целом не отмечается, а по Российской Федерации это уже судьба миллионов людей. «И в немалой степени в суде формируется и отношение людей к государству: оценивается способность государства защищать интересы граждан, применять силу закона и восстанавливать справедливость. В этом смысле суд, может быть, самая авторитетная власть», - отметил Президент РФ на VII  Всероссийском съезде судей. Итоги истекшего судебного года, динамика обращений в суды за правовой защитой, результаты своевременных, действенных мер социально-экономического развития в кризисном году свидетельствуют о взаимосвязанных процессах и росте  доверия к власти.
              За пять последних лет областная динамика роста социальной поддержки с помощью судебной защиты значительно возросла, а по количеству дел и материалов и по участникам особенно гражданского процесса более чем в 3 раза.
             Только гражданских дел в федеральные районные суды области поступило 29,4%; 70,6% в мировые из 116.969.  Рост к 2008 году у федеральных судей  2,8%, у мировых судей дел было меньше почти на 3%.
            Из 67.681  против 92636 дел об административных правонарушениях и против 90 тысяч в 2007 году, 97,2% рассмотрено мировыми судьями, 2,8% федеральными.
              Количество рассмотренных уголовных дел, как отмечалось, несколько сократилось.
              Сегодня определяющими факторами эффективности деятельности суда, правосознания судей, являются разумность сроков, доступность, открытость, качество работы власти, исполнимость судебных решений, преодоление коррупционности с его помощью.
              Несмотря на возросший объем дел в судах, качество их работы остается достаточно высоким, несколько сокращаются сроки принятия и исполнения решений суда. Стабильность решений по гражданским делам у федеральных судей составляет 98,2% (по РФ – 97%), у мировых судей 99,7%;  по уголовным делам у федеральных и мировых судей более 97%.
  Гражданские, административные дела
              О характере растущего взаимодействия с судами могут свидетельствовать и мотивы большинства гражданских, административных споров, имеющих непосредственное отношение к защите социальных прав, свобод, интересов, личного достоинства, собственности.
              В области уже каждый пятый-шестой его житель защищал свои права в суде. В истекшем году оно и более эффективное. Абсолютное большинство обращений судами удовлетворяется – 86,8% (было 86,3%).
            Важно, что одновременно растет при этом и уровень правовой культуры, приобретенный правовой опыт граждан, непосредственно получивших уроки правозащиты в судах и эффективность институтов правосудия в т.ч. и новых.
              Положительно сказывается и увеличение количества мировых судей в 2007 году. При некотором общем снижении количества рассмотренных ими дел 97,2% из 67.681  административных дел и 70,6% из 116.969 гражданских рассмотрено ими доступнее к людям.
              Общее количество дел искового производства с учетом навыков граждан по всем судам возросло на 15% и составило 112442 дела против 97876, а в сравнении с 2007 годом рост на 42%.
              Чувствительная к изменениям в обществе судебная статистика второй год фиксирует и позитивные процессы в социальной сфере, несмотря на кризис, экономические, финансовые, социальные сложности. Не могли положительно не сказаться своевременные меры исполнительной и представительной властей по подъему производства в сельском хозяйстве области, приросту инвестиций в основные фонды, объемы строительства жилья более чем где-либо, газификации, заработной платы, возросшая сплоченность, способность к социальным компромиссам, в том числе и на основе правовых механизмов.
             Позвольте на основе системного анализа результатов поблагодарить руководство исполнительной и представительной властей за весьма эффективные и своевременные меры в кризисный период, главу области О.И. Бетина поздравить с высокой наградой.
              Совместными усилиями властей, в том числе и по доступности юридической помощи населению, начиная  с 2007 года, как и в 2008 году, удается уменьшить, а в ряде регионов и организациях ликвидировать хроническую задолженность по заработной плате, пресечь факты злоупотреблений. Увеличившаяся задолженность из-за финансовых трудностей в начале 2009 года на 1 января 2010 года осталась лишь на одном предприятии. Более того, средняя зарплата выросла, составив 14,9 тыс. рублей.
             Целеустремленно и эффективно использовали полномочия не только прокуроры, способствуя результативности и правосудия в целом, но и сами граждане, используя своевременно механизмы судебной защиты.
             Рост таких дел почти в три раза с 2915 в 2008 году до 8401 в 2009 году при удовлетворяемости требований работников более 95% (вместо 91% в 2009 году) достаточно убедительный показатель доверия к системе избранных гражданами мер по урегулированию споров в суде.
            Судебная практика области в 2008-2009 годы вновь свидетельствует о том, что требования государственных органов о взыскании штрафов и пени, как правило, в виде незначительных сумм, не оспаривается ответчиками, и судебный порядок их рассмотрения при отсутствии спора лишний. Загружаются государственные органы, а также судебные инстанции без достаточных оснований, что не соответствуют принципу разумной затратности и удлиняет разумные сроки помощи.
           С 697 в 2006 году до 18993 в 2007 году (в 27 раз), до 56086 дел в 2008 году (в 80 раз) и до 58886 дел в 2009 году возросло количество обращений налоговых органов по выдаче приказа о взыскании налогов и сборов, из них по четверти обращений суммы претензий, как и прежде, составили до 50 руб.
         При этом следует иметь в виду, что в целом по России в течение года мировыми судьями рассматривается более 2-х млн. таких заявлений налоговых органов о взыскании налогов и сборов с физических лиц. В ряде регионов России подобные бесспорные заявления уже возвращаются в налоговые органы для самостоятельного решения неоспариваемого вопроса. Так как судебного спора по существу нет. Необходимо и нам определить критерии взаимопонимания.
         Наметившаяся в 2005-2007 годы тенденция сокращения споров, возникающих из публично-правовых отношений, с должностными лицами, государственных и муниципальных служащих не меняется, их рассмотрено судами меньше (с 640 в 2007 году до 531). Это результат более активных процессов диалога с властью, правовых форм, самими гражданами, искоренения неуважения к закону, правового нигилизма среди чиновников, с участием институтов и гражданского общества, на что постоянно обращает внимание судей, всего общества  Д.А. Медведев.
       Результативность правосудия в этой сфере деятельности повышается и за счет грамотных действий граждан в сфере публичной жизни государства, можно отметить рост этой активности.
       Обоснованных обращений граждан стало больше, большинство из них судами и удовлетворено. Сказалась опять же и активизация усилий прокуратуры на обеспечении законности правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления.
      Проанализированы на наличие возможных коррупционных факторов, приведено в соответствие с законом большое количество нормативно-правовых актов органов местного самоуправления. Профессиональные полномочия активнее используются на начальных этапах правотворческой деятельности, в досудебных механизмах урегулирования конфликтов, что также является, по нашему мнению, одним из перспективных направлений использования институтов гражданского общества и позволяет снизить бремя финансового и материально-технического обеспечения судебной деятельности, в условиях финансовой напряженности, более эффективно использовать кадровые ресурсы, предоставив судьям возможность сосредоточиться на наиболее распространенных и сложных делах социального характера. Судебная практика области подтверждает своевременность и эффективность досудебного поиска возможных коррупционных проявлений их причин и разрешения правовых компромиссов. Оспорено в судах уже 22 против 17-ти нормативно-правовых актов. В целом по Российской Федерации количество таких жалоб в судах ежегодно растет.
     Из рассмотренных областным судом по 1-й инстанции 56  гражданских дел, что на 39% больше прошлого года, только 9 вытекало из публично-правовых отношений. По вопросам защиты избирательных прав, из них – 4, остальные в основном связаны с усыновлением детей иностранными гражданами – 40. По 40 делам требования областным судом удовлетворены.
     После трагического случая с усыновленным  американской семьей ребенком, задохнувшегося без присмотра в автомашине, Верховным Судом РФ изучены все судебные решения, распространен положительный опыт, в том числе и нашего региона.
     Учитывалось и то, что 10 февраля 2009 года Пленум Верховного Суда РФ, в целях обеспечения правильного и единообразного применения законодательства при рассмотрении дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в соответствии со ст. 46 Конституции РФ и главой 25 ГПК РФ, обстоятельно рассмотрел многие проблемы судебной практики, дал разъяснения. 
  Обращается особое внимание судей на соблюдение сроков их рассмотрения, разъяснение требований ст. 254 ГПК РФ о том, что заявителю принадлежит право выбора порядка (не только судебного, но и административного в вышестоящий, в порядке подчиненности, орган,  должностному лицу, государственному или муниципальному служащему) обращения защиты своих прав и свобод.
  Судьям необходимо усилить контроль за поступлением сведений об исполнении решений об устранении допущенного нарушения закона в суд. При их отсутствии направлять запрос, касающийся исполнения решения. При рассмотрении дел выносить частные определения по недостаткам профессиональной деятельности должностных лиц, государственных или муниципальных служащих. Это практические уроки устранения правового нигилизма, согласованных действий судебной власти и с институтами гражданского общества.
  Председателю судебной коллегии по гражданским делам  Л.Е. Коропенко  продолжить контроль исполнения Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года, анализировать периодически результативность оспаривания названных решений.
  Как показала и кассационная практика, вновь несколько дестабилизировались пенсионные правоотношения после шестиразового скачка в 2006 году, но к счастью в одном лишь регионе по Чернобыльцам.
  Оспариваемых в суд пенсий возросло в 2 раза, а в сравнении с 2006 годом более чем в 1,5 раза. Конфликты чаще и в этой сфере возникали с пенсиями в Сосновском районе и не получали разрешения до суда. Хотя и сказывается непосредственное социально направленное обслуживание граждан, в том числе через систему недавно созданного областного функционального центра предоставления услуг населению, достаточно эффективно противостоящего неинформированности, а   отсюда неразберихи, в том числе и в вопросах правового обеспечения социального обслуживания в условиях сохранения преемственности социальных достижений в других регионах области. Наблюдалась слабость правовой базы особенно по трудовому стажу для пенсий. В 2010 году будет реализация многих изменений в это законодательство.

 

На основании судебной статистики можно второй год констатировать результативное досудебное более гармоничное регулирование социальных гарантий, своевременное исполнение  предусмотренных законом обязательств по возврату долгов военнослужащим, работникам системы МВД, таможенных и иных государственных органов. До суда доведено всего 913 споров о социальных  гарантиях вместо 929 в 2008 году и 3459 в 2007 году. Количество дел только по искам военнослужащих, работников органов МВД, таможенных, других государственных структур с 485 дел сократилось до 103. Правовой подход к компромиссам, в том числе выверенная по горизонтали судебная практика, в целом сняли остроту многолетних проблем Чернобыльцев, кроме Сосновского района. Неопределенность льгот и выплат по ним в законодательном порядке, судебной практике в целом по Российской Федерации вызывало определенные трудности, дела и проблемы доходили до Конституционного и Верховного судов РФ, в котором судебная практика области получила поддержку с учетом позиции и Европейского Суда по правам человека. За истекший год после трехкратного сокращения 2008 года вновь в 2 раза меньше поступило исков от граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие известных катастроф, т.е. с 247 до 103 дел. Все названные дела с огромной социальной нагрузкой, воспринимаются болезненно.
  На судьях лежит груз колоссальной ответственности за судьбы людей, о чем свидетельствует социальная направленность и результативность правосудия. Поэтому оно востребовано, а процесс и результаты должны быть прозрачны, открыты для граждан, у которых растет пристальное внимание и доверие к объективности и справедливости принимаемых решений, к демократическим институтам  государства в целом.
  Конечно, во всей системе мер еще далеко не исчерпаны своевременные правовые, организационные, информационные досудебные возможности урегулирования конфликтов, взаимодействия со средствами массовой информации.
  Концентрация досудебных целевых усилий, даже в кризисный год, расширение категорий граждан, защищенных в трудных жизненных ситуациях, имеющих право на получение субсидий и совокупность других антикризисных мер, о чем говорилось в февральском 2010 года  сообщении главы администрации области  О.И. Бетина о положении в области в кризисный период и основных направлениях ее социально-экономического развития, позволит снять остроту в решении многих вопросов жизни граждан. Однако не изменялся третий год подряд удельный вес судебных споров по оплате жилищно-коммунальных услуг. В 2007 году он вырос на 7%, в истекшем году на 14%, составив 5588 дел против 4806 дел в 2008 году.
  Это самое большое количество дел рассмотренных судами области, после налоговых, зарплатных и пенсионных, удовлетворяемость исков в них 90,9%, против 98,8% в 2008 году.
  Реализация национальных проектов способствует улучшению демографических процессов.
  В целом по Российской Федерации, как и в области, отмечается рост рождаемости и продолжительности жизни. Однако семейных дел в судах рассмотрено более 6 тысяч. Имеются в виду: о расторжении брака 4297 против 4339 в 2008 года; о взыскании алиментов на содержание детей 2393 против 2356. Это все еще несколько больше, чем в 2006, 2007 и 2008 годах. Все требования о  расторжении брака и взыскании алиментов судами удовлетворены, как прежде 75% родителей, расторгавших браки, имели детей. За пять последних лет около 3000 родителей в области лишены судами этих прав, хотя их количество третий год несколько сокращается, а по России отмечен рост. Комплекс принимаемых в области мер, в том числе стимулирующих опеку, усыновление, социальная защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, сирот, оставшихся без попечения родителей, удовлетворение судами заявлений прокуроров в интересах несовершеннолетних приносят свои плоды. На всех уровнях страны поддержана идея создания ювенальной юстиции, утверждены и несколько лет работают «высокие» комиссии, проводятся парламентские слушания, но закон «О ювенальных судах» пока не принят, хотя пилотные  проекты работают в ряде регионов, пора внедрять хотя бы поэтапно.
  Все еще немало фактов несвоевременного перечисления алиментов на содержание детей особенно на предприятиях городов области, что послужило основанием для возбуждения против злостно уклоняющихся от их уплаты родителей нескольких десятков уголовных дел по ч.1 ст. 157 УК РФ за два последних года.
  С семейными, детскими проблемами связаны жилищные споры. По РФ их удельный вес 17%. После 2-х кратного их снижения в 2007 году теперь их стало больше, чем в 2008 году, т.е. 5980 против 1992. Рост составил порядка в три раза к 2008 году.
  Вновь наметился рост споров по приватизации жилья, сделках с ними и частными домами. Они составили основную массу из рассмотренных (3408 из 5980). Уголовное дело в связи с товариществом «Социальная инициатива», практиковавшим строительство жилья, рассматривается по 1-й инстанции областным судом. Контроль за застройщиками требует усиления.
  Ближе к семейным, жилищным, как известно, наследственные дела, в их количестве продолжается рост третий год с 2067 до 2357. Граждане меньше в целом оспаривали права на землю с 1336 до 1317,  чуть меньше обращались за судебной защитой потребители  446 против 474.
  Увеличение жалоб в кассации о праве собственности на землю связано с упорядочением землепользования, инициированным комитетом по управлению имуществом области, рядом муниципалитетов по невостребованным долям земель сельскохозяйственного назначения. Каждое третье оспоренное решение отменено.
  Необходимо постоянно анализировать судебную практику, ведется подготовка Пленума Верховного Суда РФ, но требуются и меры по совершенствованию законодательства по обороту таких земель.
  Росло несколько напряжение в трудовых правоотношениях, в основном с исками о восстановлении на работе. Начавшееся сокращение таких дел в 2007 году продолжалось со 163 до 156 в 2008 году, но на 25% увеличилось в 2009 году. Удовлетворяемость требований о восстановлении на работе составила 55,5% против 46,7% . 42 раза против 49 защищались честь, достоинство и деловая репутация.
  Приоритетному направлению, сокращению сроков, оперативности разбирательств гражданских дел, особенно мировыми судьями, вновь способствовало значительное увеличение рассмотрения с выдачей судебных приказов  на 14%, а к 2007 году это уже 43%.
Это положительная системная тенденция. Практика убедительно доказывает, что наравне с расширением форм внесудебного разбирательства споров необходимо и далее развивать упрощенные и ускоренные способы рассмотрения дел, на что обратил внимание VII съезд судей РФ. Полагаем очевидным, что, по такому роду конфликтным правоотношениям, примирительные процедуры должны быть в полной мере реализованы еще на досудебной стадии, для чего из оценки деятельности некоторых государственных органов должны уйти в прошлое количественные показатели направления дел в суды. Но и здесь есть потенциал снижения загруженности судов, особенно мировых, улучшения  разумных сроков рассмотрения дел, являющихся важным показателем дальнейшей эффективности правосудия. В этом смысле мы находим постоянную поддержку и у других властей и должностных лиц области. Прекращенных производством дел в судах возросло с 7612 до 7797, рост 6,7% от всех оконченных дел, оставленных без судебного рассмотрения по различным основаниям 1546 против 1778, т.е. несколько меньше. Заявленные требования удовлетворены в 86,8% против 86,3%, хотя в 2007 году – 95,5% требований удовлетворялись.
  Не увеличилось количество дел особого производства 3991 против 3992 и против 3483 в 2007 году. Особенно это коснулось установления фактов, имеющих юридическое значение 2557 против 2801, об усыновлении детей гражданами РФ – 135 против 170, что является процессом уменьшения усыновления.
О признании гражданина недееспособным – 323 против 308, а о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительное психиатрическое освидетельствование уже 362 дела против 179 и против 265 в 2007 году.
  Доступ к правосудию в разумный срок, конечно, неразрывно связан не только с качеством судебного решения, но и возможностью скорейшего исполнения судебных решений, особенно по выплатам, несущим большую социальную нагрузку. На особую актуальность этой «нетленной» проблемы указал Президент РФ – Д.А. Медведев  в Послании Федеральному Собранию, на XVII съезде судей РФ, включив ее в приоритеты развития Российского Правосудия.  Что изменилось здесь в истекшем году?
  Однако дефекты механизмов с исполнением судебных решений, несмотря на новый закон, принятый более года назад, остаются, что подрывает веру в правосудие, вселяет уверенность в безнаказанность граждан и должностных лиц, не исключает и коррупционные проявления. Более чем в 50% случаях, это служит поводом для обращения в Европейский Суд по правам человека, минуя Верховный Суд РФ. Характерно, что из РФ в 2002 году туда поступило 2 жалобы,  2006 году – 102, 2007 году – 192, на начало 2008 года ожидали рассмотрения более 23 тыс. жалоб, хотя на начало 2007 года было – 15000, а 2008 году – 20300, из исполнительных производств, находившихся в истекшем году на принудительном исполнении у судебных приставов области большинство составили судебные. Фактическим исполнением завершились 2/3 от общего количества оконченных и прекращенных производств, небольшой рост этого показателя отмечается, но по судебным решениям этого явно недостаточно, по РФ исполняется лишь половина судебных решений. Поэтому приставы наращивают усилия и идут на усиление временных ограничений прав должников на выезд из Российской Федерации, в том числе и повторный.
  Судами области ужесточаются меры и с вынесением приговоров  за злостное уклонение от исполнения судебных решений по уплате средств на содержание детей и нетрудоспособных родителей.
  Проблемы на этой стадии постоянно публикуются  СМИ. Предлагается постоянно анализировать результативность судебных решений и приговоров по этой категории дел.
  Судами нашли поддержку обращения прокуроров по вопросам реализации национальных проектов в сфере обеспечения здоровья детей, социальной защиты инвалидов. В центре внимания меры государственной поддержки семей, имеющих детей, гарантий возникновения права на поддержку в целях стимулирования роста семей за счет рождения детей. Видимо одних только документов о факте рождения при наличии судебного спора – недостаточно. Противоречия в оценке совокупности обстоятельств в этих правоотношениях между органами здравоохранения и финансов в ряде регионов России пока не преодолены. Требуются и разъяснения Верховного Суда РФ.
  В истекшем году в области проанализированы приоритетные направления судебной практики в ходе детального обобщения дел: об усыновлении детей, в том числе рассмотренных областным судом по иностранным гражданам; в отношении организаций и предпринимателей должностных лиц по объектам с массовым пребыванием людей; характеризующих нагрузку мировых судей в 2007- 2009 годах; о государственной регистрации прав на недвижимое имущество; о земельных правоотношениях; о незаконной организации и проведении азартных игр; по материалам Евросуда по правам человека, поступившим из Тамбовской области; связанных с качеством и сроками их рассмотрения, проведена целевая их проверка в Тамбовском районном суде.
  На семинарских занятиях с судьями  постоянно рассматривались результаты изучения судебной практики,  особое внимание уделялось вопросам подготовки дел к разбирательству, разумным срокам их рассмотрения, проблемам исполнения судебных решений, их приостановления, оформления резолютивных частей с учетом новых требований Евросуда по правам человека с участием службы судебных приставов, представителей регистрационной палаты.

 

В центре внимания находились вопросы устранения основных причин нарушений сроков защиты прав судами из-за длительности проведения различных экспертиз с непосредственным участием руководства лаборатории судебных экспертиз, с учетом возможностей Министерства Юстиции РФ. Необходим и далее постоянный анализ этих направлений защиты.
  Известно, что более трех с половиной тысяч выборных кампаний разного уровня по РФ завершатся в единый весенний день голосования – 14 марта. Они волнуют всех участников избирательного процесса.
  Помимо обобщения судебной практики в сентябре 2009 года совместно с институтом дружбы народов, избирательной комиссией области проведена научно-практическая конференция по проблемам правового разрешения споров.
Это делается в целях повышения доверия к основанным только на законе выборам, устранения неясностей в применении федерального и особенно регионального законодательства по организации выборов, разного рода ограничениям, касающихся требований к кандидатам, процедурам выдвижения и регистрации. От качества законодательства и применения его судами доверие граждан к выборам будет высоким. Верховный Суд РФ изучает в настоящее время защиту избирательных прав судами.
  Напомню, что им проведено 9 пленумов за год, в том числе и с Высшим Арбитражным судом, на что ориентировал VII съезд судей РФ и Президент РФ -  Д.А. Медведев.
  В настоящее время завершается подготовка совместного Пленума  по широкому кругу вопросов судебной практики о защите прав собственности, изучается комплекс вопросов открытости правосудия с учетом законодательства о СМИ, в центре внимания  высших судов исполнение земельного законодательства и регистрация прав.
  В областной суд стало поступать больше жалоб на судебные решения по гражданским делам, этот процесс наблюдается с 2005 года. Тенденция растущей активности самих граждан в контроле за судебными решениями, ее можно оценить ростом только кассационных жалоб на 42%.
  Это связано не только и с расширенными возможностями, появлением элементов апелляционного производства, ведением протоколирования в кассационной инстанции, эффективнее контролирующей законность,  обоснованность решений федеральных районных и мировых судов, но и с запретом надзорного обжалования, минуя кассационную стадию, что явилось началом развития одного из приоритетных направлений реформирования судопроизводства.
  Президент  РФ – Д.А. Медведев  внес в нижнюю палату парламента пакет документов по дальнейшему реформированию Российского правосудия. В него входит проект Федерального Конституционного закона «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», которым определяется порядок формирования, состав и компетенция судов различного уровня. Устанавливаются полномочия председателей, заместителей судов, компетенция президиумов и судебных коллегий.
  Особое место уделено проверке законности и обоснованности выносимых судебных решений, закреплены два вида проверки судебных постановлений первой инстанции и не вступивших в законную силу, - апелляционное производство и кассационное производство. Это позволит полнее обеспечить единство судебной практики. Основной новеллой является недопустимость передачи дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Поэтому во втором проекте президентского пакета предлагается в ГПК РФ отразить специфику апелляционного судопроизводства, которое возложить на областные, краевые, Верховные суды в субъектах РФ. Судебные коллегии Верховного Суда РФ будут рассматривать апелляции на решения областных и равных им судов.
  Проверку вступивших в силу судебных постановлений, исключительно по вопросам права, возложат на президиумы областных и равных им судов с новыми полномочиями кассационных инстанций, на судебные коллегии  Верховного Суда РФ. При этом обязательно надо будет исчерпать все иные способы обжалования, предусмотренные ГПК РФ до дня вступления решения в силу.
  Основанием для вмешательства будет лишь фундаментальное, существенное нарушение норм материального и процессуального права, защита публичных интересов. Надзорное производство сохранится только за Президиумом Верховного Суда РФ.
  Элементы апелляции, как отмечалось в области, тоже уже используются. В своем развитии судебная реформа не остановилась.
  В первом чтении названные нововведения приняты с расчетом на полную реализацию для рассмотрения гражданских дел в 2012 году, т.к. под апелляцию необходимо дополнительно более 2-х тысяч судей, плюс работников аппарата, а это порядке 5 млрд. руб. – только по заработной плате. Предполагаются различные пути экономии средств, в том числе и путем оптимизации судебной системы по нагрузке.
  Председатель Верховного Суда РФ -  В.М. Лебедев  нашел поддержку  Президента – Д.А. Медведева  в необходимости выделения под апелляционные процедуры дополнительные штаты секретарей в кассационную инстанцию уже в текущем году. Необходимо постоянно анализировать ход и результаты работы в меняющихся условиях, характер и динамику вынесения окончательных решений кассационной инстанцией.
  В Государственной Думе РФ находится проект закона «О возмещении государством вреда, причиненного нарушением права на судопроизводство в разумные сроки и права на исполнение в разумные сроки вступивших в законную силу судебных актов», разрабатываются дополнительные меры ответственности за неисполнением судебных  решений, федеральная целевая программа по реформированию системы их исполнения.
  Районные суды, Президиум областного суда, судебные коллегии анализируют современные меры контроля за исполнением судебных решений, с постоянным использованием  практики Европейского Суда по правам человека, предложений Совета по противодействию коррупции в гражданских правоотношениях, необходимо это делать регулярно и доводить до конца предложения об устранении нарушений.
  Административное правосудие
  Судебная практика свидетельствует о расширении сферы судебной защиты по административным делам. В целом по стране их рассмотрено более 5 млн. 682 тыс. против 5 млн. 500 тыс. в 2008 году, рост – 4,4%. В области 67681, что на 24955 меньше, чем в 2008 году. По их результатам, в  качестве наказания, назначено штрафов на общую сумму 6 млрд. руб., взыскано лишь третья часть по РФ.
  В области тот же удельный вес в наказаниях, оштрафовано 26577 человек на 24 млн. 55 тыс. 735 руб., реально взыскано 3 млн. 237 тыс. 94 руб. против 2 млн. 175 тыс. 42 руб. – 97,2% дел рассмотрено мировыми судьями, 2,8% – федеральными, что и предопределило служебную нагрузку.
  Наиболее распространенными были дела следующих категорий:
  - мелкое хулиганство (ст. 20.1 КОАП РФ) – 18320 дел или 27% от общего числа рассмотренных дел. В 2008 году было рассмотрено на 8078 дел больше;
  - появление в общественных местах в состоянии опьянения (ст. 20.21 КОАП РФ) – 15682 дел (23,2% от общего количества рассмотренных дел). По сравнению с 2008 годом количество дел данной категории уменьшилось более чем в полтора раза или на 43,3%;
- правонарушения в области дорожного движения (гл. 12 КОАП РФ), количество которых уменьшилось с 14260 дел в 2008 году до 11175 дел в 2009 году или на 21,6%;
  - неуплата административного штрафа (ст. 20.25 ч.1 КОАП РФ) –рассмотрено 6995 дел. В 2008 году дел данной категории было на 775 меньше;
  - дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (ст. 14.1 КОАП РФ) – в 2009 году рассмотрено 1159 дел или почти на 30% меньше, чем в 2008 году, когда таких дел было рассмотрено 1872. По сравнению с 2007 годом количество дел данной категории уменьшилось более чем в 2 раза (2007 год – 2647);
  - количество правонарушений по мелким хищениям чужого имущества (ст. 7.27 КОАП РФ) осталось на прежнем уровне – 1881 дело, в предыдущем 2008 году таких дел было 1927;
  - невыполнение законного предписания органа (должностного лица, осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.5 ч.1-3,6 КОАП РФ) – рассмотрено 1730 дел. В 2008 году таких дел было 1651;
  - уменьшилось количество правонарушений, связанных с нарушением режима пребывания на территории РФ (ст. 18.8 КОАП РФ) с 502 дела в 2008 году до 323 дел в 2009 году или на 35,7%;
  - в 2009 году рассмотрено 32 дела о правонарушениях, связанных с нарушением законодательства о труде и об охране труда (ст. 5.27 КОАП РФ), в предыдущем 2008 году таких дел было рассмотрено 28. Субъектом ответственности данной статьи Кодекса об административных правонарушениях РФ являются руководители предприятий, учреждений или организаций, которые свыше двух месяцев задерживают выплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий или иных установленных законом выплат.
  Из всех рассмотренных административных дел постановления об административном аресте  вынесены в ортношении 26577 лиц, лишению специального права  подвергнуты 6177 правонарушения,  административному штрафу  подвергнуты 26196 лиц.
  В сроки свыше установленных КОАП РФ  рассмотрено 508 дел об административных правонарушениях или 0,7% от всех рассмотренных дел за отчетный период.
опубликовано 19.05.2010 11:42 (МСК), изменено 06.04.2015 16:35 (МСК)